В настоящее время участились случаи совершения мошеннических действий в отношении граждан посредством сети интернет.
Самыми распространенными видами мошенничеств являются:
- Фальшивый интернет-магазин.
Главной особенностью такого вида мошенничества является то, что покупателю предлагают перевести предоплату за товар. В данном случае после перечисления денежных средств продавец либо вовсе не выходит на связь, либо полученный товар существенно отличается от заказанного. Способ защиты: никогда не переводить средства до получения посылки и проверки заказанного товара на предмет соответствия; до совершения заказа необходимо просматривать отзывы о магазине на других сайтах, специализирующихся на публикации положительных или отрицательных обзоров о работе интернет-магазина. Обычно цена на товары в фальшивых магазинах намного ниже среднерыночной. Их сайты отличаются не информативностью в заполнении, а именно отсутствует информация о хозяйственной деятельности магазина, количество товаров ограничено (часто рекламируется только один товар). Особенностью таких магазинов является то, что при оформлении заказа они выставляют требования оплаты товара до его получения.
- Покупка товара на сервисах «Авито», «Юла».
Особенностью является то, что после получения денежных средств мошенник, как правило, не выходит на связь. Способ защиты: никогда не переводить денежные средства до получения и проверки товара; оформление заказа через внутренний сервис отправки посылок (например, «Авито доставка», которая оформляется непосредственно покупателем на сайте). Если же от продавца приходит сообщение произвести оплату через ссылку, присланную им в сообщении, то скорее всего действует мошенник.
- Фишинг.
Главной особенностью является то, что на почту или телефон приходят сообщения с ссылками на страницы, являющиеся копиями банковских сайтов, социальных сетей и т.д. Цель – получение доступа к конфиденциальным данным пользователя – логину и паролю социальной сети, номеру банковской карты и т.д. Способ защиты: никогда и никому не называть данные своей банковской карты (секретный код CVV-сети, полный номер карты, имя ее владельца, срок действия, PIN-код); не использовать зарплатные карты при осуществлении покупок. Использовать банкоматы установленные в офисах банков; при снятии денежных средств с карты прикрывать руками вводимый PIN-код; при обнаружении пропажи карты – сразу же позвонить в банк о ее блокировке; на персональных компьютерах и мобильных устройствах использовать антивирусное обеспечение и своевременное его обновление.
Одним из самых распространенных способов данного мошенничества является получения электронного письма или сообщения в социальной сети с ссылкой, при нажатии на которую происходит переход на ранее созданную мошенником страницу (внешне очень похожую на сайт какой-либо крупной компании), где просят авторизоваться заново или ввести логины и пароли от учетных записей (пароли стоит использовать как можно более сложной конфигурации, не стоит их хранить в памяти компьютерного устройства – лучше записать их на листе бумаги). В данном случае обязательно стоит проверять адресную строку сайта (при мошеннических действиях в большинстве название сайта начинается с htt://, а не с https://) или вовсе отказаться от нажатия на ссылку, а письмо или сообщение вовсе удалить.
- Сбор благотворительности. На странице, являющейся точной копией официальной страницы, происходит сбор средств с указанием счета мошенника. Способ защиты: никогда не переводите денежные средства неизвестным лицам.
- Блокираторы и вирусы. При посещении каких-либо страниц в сети «интернет» на рабочем столе появляется окно с требованием о перечислении денежных средств. Способ защиты: использование антивирусного обеспечения и своевременное обновление программного обеспечения компьютера.
- Фейковые страницы в социальных сетях. Мошенник использует заранее созданную им страницу для достижения определенных целей, таких как получение фотографии интимного характера для последующего вымогательства под угрозой распространения их в сети «Итернет». Способ защиты: никому никогда не пердавать своих личных данных, непосредственно связанных с личностью (ФИО, дата рождения, ссылки на страницы в социальных сетях).
В некоторых случаях данные виды мошенничеств могут и пересекаться друг с другом. Например: мошенник получив данные для входа в вашу учетную запись «ВКонтакте» посредством фишинга отправляет всем вашим знакомым сообщение с просьбой об одолжении денежных средств «до завтра». При получении такого сообщения необходимо позвонить знакомому и выяснить у него действительно ли ему необходима финансовая помощь. При получении положительного ответа денежные средства передать лично «из рук в руки».
7. «Служба безопасности банка». В данном случае звонящий представляется работником службы безопасности банка. Под предлогом совершенных либо совершающихся переводов денежных средств с карты гражданина, убеждают его сообщить информацию с карты, а именно ее номер, имя на которое она оформлена, срок действия карты и CCV-код или выполнить определенные действия с целью получения кода, поступившего в смс-сообщении гражданину на телефон для доступа в «мобильный банк». Способ защиты: никогда и никому не сообщайте данные с вашей карты, не сообщайте коды смс-сообщений от мобильного банка.